Игра в бисер или старинное рукоделие

Статья посвящена Русским бисерным вышивкам XVIII—XIX веков.

Бисер, то есть мельчайшие разноцветные стеклянные бусинки, применяли в рукоделии и ювелирном искусстве с древнейших времен, но увлечение этим тонким художественным материалом, охватившее Западную Европу и Россию в конце XVIII — первой половине XIX века, было поистине всеобъемлющим. Время оставило нам в наследство удивительное разнообразие предметов, украшенных бисером.Используя изысканный бисер, привезенный из Венеции, Богемии, Германии, Франции, рукодельницы вышивали, вязали, плели, ткали, делали даже бисерные мозаики на воске. Дамские сумочки, кошельки, пояса, туфельки; мужские бумажники, кисеты, трубки, табачницы, ермолки; подстаканники, бювары, чернильницы, подносы, шкатулки, каминные экраны становились объектом приложения мастерства многочисленных рукодельниц.

Изделия из бисера поражают изяществом и красотой, которые нисколько не потускнели со временем. В России XVIII—XIX веков в отличие от многих европейских стран не существовало ни фабричного, ни кустарного производства изделий из бисера. Украшенные им вещицы изготавливались рукодельницами исключительно индивидуально и предназначались для их родных и близких, иногда для собственного интерьера или туалета. Они всегда несли на себе отпечаток души мастерицы, заключавшийся не только в трогательных надписях, но и в выборе сюжета, имевшего большей частью еще и символическое значение, и в компоновке различных частей рисунка, и в подборе цветов бисера (число которых порой превышало 30 в одной вышивке).
Рисунки для вышивания тоже имеют свою чрезвычайно интересную историю. Первый известный сборник таких рисунков был напечатан в Германии в 1523 г. (Schoensperger. Furm- und Modelbuechlein. Augsburg). Однако для работ, вошедших в моду с появлением мельчайшего и очень ровного бисера, требовались пособия совсем другого рода. Их начали издавать преимущественно в Берлине и Париже с конца XVIII века. Сначала рисунки представляли собой плавный контур на фоне мелкой сетки, затем (в 1810-х гг.) его разбивали на квадратики и раскрашивали вручную, а позже (в 1820—1860 гг.) начали применять условные обозначения цветов в каждом квадратике. Еще позже появились рисунки, напечатанные типографским способом. С конца XVIII века начинают выходить русские модные журналы: «Магазин английских, французских и немецких новых мод» (М., 1791), «Журнал приятного, любопытного и забавного чтения» (1802—1804), «Журнал для милых» (М., 1804), «Дамский журнал» (М., 1806) и т.д. В некоторых из этих журналов печатались рисунки для вышивания, но большей частью это были перепечатки с иностранных образцов.

Рисунки для бисерного рукоделия составлялись в основном профессиональными художниками, которые делали их самостоятельно или брали в качестве оригиналов картины, гравюры, книжные иллюстрации, виньетки. В любом случае опытный художник существенно перерабатывал исходный рисунок, учитывая специфику техники и назначения бисерных вещиц.

 

  1. Кошелек со сценой застолья. Вязание крючком из мелкого круглого и граненого красного и золоченого бисера. Надпись «МА СУ». Замок — бронза, штамповка. 1820–1830-е годы.
  2. Кошелек с изображением охотников и пейзажа. (Вязание крючком из мелкого круглого и граненого бисера. Замок металлический. 1840-е годы.)

   1)      Кошелек со сценой застолья.                           2)       Кошелек с изображением охотников и пейзажа.

В любом случае творчество начиналось для рукодельницы прежде всего с выбора сюжета. В немецком руководстве по вышивке конца XVIII века даются, например, интересные указания на то, кому и для чего прилично вышивать тот или иной сюжет: «...шлем, меч, военные трофеи — на бумажнике для офицера; курильницу — на альбоме для стихов; канарейку — на вышивке для стола; голубку в гнезде, обрамленную незабудками, — на свадебном поздравлении, а могильный холм с крестом в окружении кипарисов — на альбоме для стихов уезжающему другу»1. Переделанные, дополненные или сокращенные подобные сюжеты, действительно, в изобилии встречаются на бисерных вещицах первой половины XIX века. Вот, например, бисерное панно с изображением двух голубей, хлопочущих около гнезда с яичками, или изящная бисерная сумочка 1820-х гг., на обеих сторонах которой расположились описанные в руководстве Нетто трофеи: шлем, щит, меч, лук, колчан со стрелами, окаймленные дубовыми и лавровыми ветвями — символами воинской доблести. Разумеется, она принадлежала не офицеру, но вязавшая ее дама выбрала этот рисунок, скорее всего, под впечатлением недавно окончившейся Отечественной войны 1812 года.

Общепринятым символом верности и преданности было изображение собаки. Отсюда все многочисленные изображения собак разнообразнейших пород на бисерных картинках, кошельках, портмоне, бюварах.

Сумочка. Вязание крючком из мелкого круглого и граненого бисера. Надпись «W dowod Wdziccz nosci y Szacnuku R 1842» («В знак благодарности и уважения» — польск). Инициалы «C C I P»

     Сумочка. Вязание крючком из мелкого круглого и граненого бисера.  

Не только символика, но и жанр занимал достойное место в бисерных вышивках. Это вполне соответствует еще одному направлению в искусстве 1820—1840-х гг., которое теперь часто называют «русским бидермейером». Действительно, для этого направления характерно стремление к эстетизации повседневного быта, но в отличие от Германии, в России эстетизировалась не бюргерская, а усадебная культура. В частности, все бесчисленные беседки, храмы, урны, колонны, которые встречаются на бисерных вышивках, воспринимались не только как символы любви, дружбы, памяти, но и как вполне реальные объекты, украшавшие в то время барские парки. Кроме того, предметом вышивки могли стать самые обыденные вещи: например, табурет, а под ним играющие с клубком кошки, или жардиньерка со стоящим на ней аквариумом.

В это же время становятся необычайно модными сцены и типы народной жизни. Как и все моды того времени, это направление пришло к нам из Франции, где в конце XVIII века начали появляться сборники гравюр, изображающих уличных торговцев «Cris de Paris» («Крики Парижа»). Вскоре подобные гравюры появились в Лондоне «Cris de Londre» («Крики Лондона»). В России такие сюжеты обязаны своим появлением публикации в 1817—1818 гг. «Волшебного фонаря» — иллюстрированного сборника забавных сценок из русской народной жизни. Эта тематика находит на отклик в бисерных вышивках.

Одной из наиболее обаятельных вышивок с народной тематикой является повторяемый на многочисленных бумажниках, сумочках, бюварах «Хоровод»: вокруг березки, украшенной лентами, плавно движутся девушки в русских национальных костюмах; в отдалении стоит группа зрителей. Рисунок этой вышивки составлен на основе гравюры Алексея Грачева «Семик. Праздник в Марьиной роще». Большой популярностью пользовались также изображения разнообразных повозок с запряженными в них парами и тройками лошадей.

Греческое восстание и турецкие войны послужили источником повышенного интереса к восточной экзотике в европейском обществе конца XVIII — первой половины XIX века. В соответствии с этим и сюжеты бисерных вышивок пополняются турками верхом на арабских скакунах или мирно курящими кальян; султанами и возлежащими на подушках одалисками; дамами в тюрбанах и туалетах, очень похожих на модные картинки 1820-х гг. Наряду со светскими сюжетами встречаются и вышивки религиозного содержания.

Большинство перечисленных выше сюжетных вышивок украшено либо орнаментальной полоской, либо более или менее пышным цветочным узором. Оба эти вида декора могли существовать в бисерных работах и вполне самостоятельно. Более того, букеты, гирлянды, венки из цветов и плодов единодушно признаны шедеврами русского бисероплетения. Если в XVIII веке вышитые изображения цветов носили достаточно условный характер, то в XIX — бисерная флористика обретает исключительно натуралистический характер: цветы легко распознаются с помощью ботанических атласов или определителей растений. Помимо красоты и ботанической точности бисерные букеты и венки заключали в себе зачастую и определенный смысл, котрый мог быть понят в соответствии с общеизвестным тогда «языком цветов».

Вензели, инициалы и надписи типа «На память», «Къ памяти», «Кого люблю, того дарю» нередко встречаются на бисерных вышивках. Бывают и несколько более развернутые посвящения. В собрании музея Царицыно имеется бисерный подстаканник «с красивой цветочной гирляндой и надписью, идущей в два ряда по нижнему краю: «Подарок сей непышный но Бог видит Всевышний в знак памяти дарю что я тебя люблю». А в одной частной коллекции находится бисерная картинка, изображающая грустную девушку с венком и на фоне пейзажа. Внизу вышивки помещены несколько переиначенные стихи Пушкина:

Под буряю судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец
Живу несщасна одинока
И жду придет ли мой конец.

Сейчас эти милые бисерные вещицы воспринимаются как дошедшие до нас некие послания, которые могут быть объединены надписью, вышитой на одном из бисерных кошельков: «Руки работали, а сердце дарит». А еще сказать об этих милых вещицах можно словами А.И.Куприна: «...над этими почтенными древностями трудились целыми годами, с любовью и терпением, прилежные мастера, вложившие в них очень много вкуса, знания и красоты, ... из поколения в поколение сотни глаз смотрели на них с удовольствием и сотни рук прикасались к ним бережно и ласково, ... в их причудливых оболочках точно еще сохранились незримо тончайшие частицы давно ушедших душ».

Бокал. Начало XX века. Вязание крючком из крупного круглого бисера.
Донышко — вязание крючком из хлопчато-бумажных ниток.

Бокал. Начало XX века. Вязание крючком из крупного круглого бисера.  

Netto J. Zeichen — Mahler — und Stickerbuch. Zweiter Teil. Leipzig, 1798.
По материалам журнала «Наше Наследие»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить